Одна страна, две системы

Концепция «Одна страна, две системы» (One Country, Two Systems) представляет собой конституционный принцип, разработанный Дэн Сяопином в начале 1980-х годов для объединения материкового Китая с Гонконгом и Макао. Этот принцип предполагал, что после возвращения под суверенитет КНР Гонконг и Макао сохранят свои капиталистические экономические системы, законодательство, высокую степень автономии и отдельный статус в международных отношениях, отличающийся от социалистической системы материкового Китая. Он гарантировал функционирование Гонконга как особого административного района КНР.
Идея «Одна страна, две системы» была впервые предложена в 1979 году и получила развитие в начале 1980-х годов как решение вопроса о будущем Гонконга и Макао. Исторически Гонконг был британской колонией с 1841 года (официально с 1842 года после Нанкинского договора), а Макао — португальской колонией с середины XVI века. После образования КНР в 1949 году статус этих территорий стал предметом дискуссий. Для Гонконга ключевым стал вопрос о Новых территориях, арендованных Великобританией на 99 лет до 1997 года. Китайская Народная Республика отказалась признавать неравноправные договоры XIX века, но была готова к переговорам о возвращении суверенитета. Целью КНР было вернуть суверенитет над всеми своими историческими территориями мирным путем.
Основные положения принципа были закреплены в Совместной китайско-британской декларации по вопросу Гонконга 1984 года и Совместной китайско-португальской декларации по вопросу Макао 1987 года. В этих документах было заявлено, что Гонконг и Макао станут особыми административными районами (SAR) Китайской Народной Республики. Для Гонконга была разработана Основной закон Гонконгского специального административного района, принятый Всекитайским собранием народных представителей в 1990 году, который вступил в силу 1 июля 1997 года. Аналогичный Основной закон был принят для Макао.
В соответствии с принципом «Одна страна, две системы», Гонконг сохранил свои законодательную, исполнительную и судебную власть, включая систему общего права, которая отличалась от континентального права КНР. Гонконг сохранил собственную валюту (гонконгский доллар), таможенные территории, независимую налоговую систему, а также право на участие в международных организациях и соглашениях как отдельная экономическая единица, используя название «Гонконг, Китай». Вопросы обороны и внешней политики остались в ведении центрального правительства КНР. Жители Гонконга сохранили право на въезд и выезд, что регулировалось местными властями, а не китайскими иммиграционными правилами.
Одним из ключевых аспектов принципа является «высокая степень автономии», которая распространяется на все сферы, за исключением обороны и внешней политики. Это означало, что Гонконг самостоятельно управлял своими внутренними делами, включая финансы, иммиграцию, культуру и образование. Исполнительная власть Гонконга возглавлялась Главным министром (Chief Executive), который избирался или назначался через сложный процесс, включающий роль Пекина. Законодательный совет (Legislative Council) Гонконга также сохранил свою структуру и полномочия.
С момента передачи суверенитета в 1997 году, принцип «Одна страна, две системы» сталкивался с различными вызовами. В Гонконге возникали дискуссии относительно степени автономии, интерпретации Основного закона и степени вмешательства центрального правительства КНР. Наиболее заметными проявлениями этих вызовов стали массовые протесты, связанные с предлагаемыми изменениями в избирательной системе, а также с законопроектом об экстрадиции в материковый Китай. Эти события подчеркнули напряжение между сохранением уникальности Гонконга и возрастающим влиянием центрального правительства.
Несмотря на это, принцип «Одна страна, две системы» продолжает оставаться основой взаимоотношений между Гонконгом и материковым Китаем. Он сыграл важную роль в сохранении стабильности и процветания Гонконга, позволяя ему функционировать как крупному международному финансовому центру. Для КНР этот принцип является демонстрацией гибкости в управлении территориями с различными социально-экономическими системами и инструментом мирного объединения. Однако, вопросы его долгосрочной реализации и интерпретации остаются предметом постоянного внимания как внутри Гонконга, так и на международной арене.
Принцип «Одна страна, две системы» является уникальным политическим экспериментом, целью которого было мирное возвращение территорий и сохранение их экономического процветания. Для Гонконга он обеспечил непрерывность развития и сохранение многих свобод и институтов, унаследованных от британского правления, в течение переходного периода, рассчитанного на 50 лет (до 2047 года). Важно отметить, что концепция не предусматривает полную неизменность, а лишь сохранение существующих систем и образа жизни в течение этого срока.